Консультация для родителей
«Игра как средство нравственного воспитания детей
с нарушениями речи»
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития, и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.
Важность духовно-нравственного воспитания на коррекционных занятиях определяется поддержанием комплексности и систематичности такого воспитания. Использование разнообразных методов и форм работы, позволяет более эффективно прививать детям духовно-нравственные качества.
В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит воспитание патриотизма; бережного отношения к природе; коллективизма, дружбы, товарищества; гуманного отношения к людям; культуры поведения; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, – в противном случае возникнет путаница.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.
Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.
4.Театрализованные игры (игры драматизации) – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Научи послушанию»
ЦЕЛЬ: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 2 - 10 детьми.
Взрослый предлагает детям краткий рассказ:
Ваши родные и близкие любят вас, помогают вам, заботятся о вас. А где и когда вы встречаетесь с незнакомыми взрослыми людьми?
Взрослые люди бывают разные, и намерения у них не всегда добрые. В передаче «Жди меня» вы видели, как люди показывали фотографии своих пропавших детей. Но ведь ребёнок не мог пропасть сам по себе. Скорее всего, он доверился чужим взрослым, а они его похитили. Чтобы совершить что-то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает конфетами, гладит по голове.
Конечно, в мире больше добрых людей, чем плохих, злых. Но надо быть осторожными, внимательными, уйти от знакомого человека. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее, и никто из плохих людей не будет вам страшен. А пока ваши близкие – ваши защитники.
А сейчас вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.
Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.
Ребенку предлагаются иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:
- «Красная Шапочка»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Заинькина избушка»;
- «Жихарка»;
- «Буратино»;
- «Гуси-лебеди»;
- «Три поросёнка»;
- «Буратино»;
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.
Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.
Дидактическая игра «Нужно – нельзя»
ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.
учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 2 - 10 детьми.
Взрослый предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома).
Взрослый спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши, что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).
За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.
Другой вариант:
дети делятся на две команды: первая «НУЖНО» и вторая «НЕЛЬЗЯ».
Дидактическая игра «Объясни, зачем?»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями;
закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь;
развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;
воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 1 - 4 детьми.
Взрослый предлагает детям правила игры:
- Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.
Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».
Дети дополняют:
- чтобы было тепло.
- чтобы пойти гулять.
- чтобы не замёрзнуть.
Взрослый подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;
по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,
«Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».
За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.
Дидактическая игра «Как можно? »
ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь;
развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;
воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, культуру поведения в общественных местах.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 1 - 4 детьми.
Взрослый предлагает детям правила игры:
- Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.
- Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями).
- Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго).
- Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно).
- Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно).
- Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко) .
- Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро) .
Игра «Объятия»
Цель: обучить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Взрослый предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
-Понравилась ли вам игра?
-Почему хорошо обнимать других детей?
-Приятно вам, когда вас обнимают?
- Часто ли вас обнимают?
Игра «Профессор»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:
-нечаянно обидел своего друга…
-с тобой никто не хочет дружить…
-твоего друга обидели…
-твой друг заплакал и загрустил…
-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…
-у твоего друга что-то не получается…
-твой друг знает больше чем ты…
-твой друг нарушил правила поведения в группе…»
Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».