Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Признаки неблагополучия

Дата: 3 августа 2017 в 19:57

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни.  Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, развод родителей, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние  как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являясь своеобразным  эталоном построения его отношений с другими людьми. Каждый ребенок с самого  раннего детства нуждается в эмоциональном участии взрослого. И этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей. Однако природу родительской любви взрослые понимают по-разному. Проблема родительской любви в неблагополучных семьях является одной из самых острых. Взаимоотношения в семье, личности родителей и пример их поведения являются  важными факторами формирования личности ребенка. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи.

Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в общении друг с другом и с детьми, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается в его памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым доверяет.  Особенно велико влияние матери, которую психологи не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. А негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из  виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Существует предубеждение, что взаимоотношения взрослых не интересуют ребенка. Между тем, дети очень чувствительны к малейшим изменениям в настроении взрослых и способны замечать то, что родители пытаются от них скрыть.

Проблемы современной семьи разнообразны и сложны. Особую обеспокоенность вызывают так называемые неблагополучные семьи. Говорить о семейном неблагополучии и просто и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны. При явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) ни у педагогов, ни у общественности не возникает сомнения, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, оказывают десоциализирующее влияние на детей.

Внешне респектабельные, семьи со скрытым неблагополучием не менее опасны в плане воздействия на нравственное становление личности ребенка, а в некоторых случаях, пожалуй, даже более вредны, потому что демонстрируют детям «двойную мораль», которую те довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни. Обычно эти семьи не привлекают к себе внимания, потому что на социальном уровне никаких предосудительных действий со стороны их членов не отмечается. Тем не менее, в таких семьях ребенок получает не меньше психологических травм, ведущих к деформации его личности, чем в семьях с ярко выраженным неблагополучием. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка.  Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в явно неблагополучных семьях. Гораздо труднее сделать это относительно тех «трудных» детей, которые воспитывались в семьях  вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в  «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным.

Скрытое семейное неблагополучие не менее вредно для формирования личности ребенка, чем открытые (явные) формы его проявления. Проблема заключается в том, что на внутреннее неблагополучие в семьях почти не обращается внимание общественностью, что не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации и не снижает опасности личностной деформации воспитывающихся в них детей. Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляцию.

Соперничество. Проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Подоплека конфликтов может заключаться в том, что ссоры оказываются единственной и наиболее привычной формой эмоциональной разрядки в семье.

Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем социальном уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции.

Изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье – психологическая изолированность кого-то одного в семье от других. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо  на учете престижных, финансовых и тому подобных соображений.

Конечно, вышеперечисленными формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. В каждой семье могут быть свои трудности. Проблема состоит в том, что растущие в подобных семьях дети неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, сначала не понимая, что происходит в семье, а затем, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают «играть» со взрослыми в те игры, правила которых им были навязаны.

Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия начинает проявляться в тех ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль – положительная или отрицательная – она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Рассмотрим  более подробно типичные роли,  предопределенные для ребенка в неблагополучной семье. 

Положительные роли ребенка в семье

«Кумир семьи». Ребенок, чтобы он не делал и как бы себя ни вел, вызывает общее восхищение домашних. Любое его желание или прихоть удовлетворяются незамедлительно. Жизнь семьи как бы целиком посвящена  ребенку, все дела и заботы сосредоточены исключительно вокруг него.  В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным,  капризным, глубоко эгоцентричным. У него возникает и постепенно закрепляется позиция «я – всё, вы – ничто», которая проявляется не только в его отношениях с членами семьи, но и со сверстниками и другими взрослыми. Не исключено, что за возведением ребенка в кумиры скрывается соперничество взрослых. Каждый из них путем демонстрации исключительной привязанности к ребенку пытается утвердить свое главенство в семье.

Возможен и другой вариант: «кумир семьи», сам того не зная, выполняет функцию объединяющего фактора, поддерживающего семейный очаг в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Несколько иначе складываются взаимоотношения в семье при навязывании ребенку роли «паиньки». В большинстве случаев  воспитанный, послушный и примерный ребенок является предметом родительской гордости, так как не доставляет никому особых хлопот и огорчений, старается во всем следовать советам взрослых, безукоризненно выполняя их поручения. За попыткой взрослых сделать ребенка идеальным нередко скрывается атмосфера мнимого сотрудничества.  Следует заметить, что очень часто, навязывая ребенку роль «паиньки», родитель подсознательно тешат  свое самолюбие, уверовав в свой «педагогический талант», и обязывают ребенка к поддержанию семейного престижа.  Иногда подобное бремя «идеального во всех отношениях» становится невыносимым для ребенка, и он начинает «бунтовать» за пределами семьи, совершая противоправные поступки.

 Не менее негативные последствия на формирование личности ребенка может оказать отводимая ему в семье роль «болезненного ребенка». Обычно подобная роль приписывается детям, здоровье которых требует особого внимания и заботы. И хотя долго болевший ребенок практически выздоравливает и вполне мог бы себя чувствовать равным с другими детьми, кто-то в семье упорно продолжает считать его слабым, беспомощным и требовать от всех такого же отношения.  За подобным стремлением сохранить болезненность ребенка может скрываться определенная форма семейного неблагополучия. В частности, кто-то из членов семьи пытается удержать позицию главенства, принося себя в жертву болезненному ребенку и доказывая тем самым свою необходимость постоянного присутствия рядом с ним. Некоторые дети, испытывая психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся изолированно от всех, принимая на себя роль «потерянного ребенка» (кроткого ребенка). Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями, не досаждая никому в доме. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Вместе с тем ребенок сильно страдает от одиночества и из-за своей замкнутости склонен к дальнейшей изоляции. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта. 

 Отрицательные роли ребенка в семье

 Еще более пагубные последствия для формирования личности ребенка имеют роли негативного плана, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье.  Среди таковых прежде всего необходимо выделить роль «ужасного ребенка» в ее многочисленных разновидностях. Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы ожидания взрослых), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации.  Все в семье только и делают, что приводят его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку это часто не дает желаемого эффекта, ребенок кажется родителям  еще более ужасным. Так у него появляется роль «мучителя».  За приписыванием ребенку данной роли может скрываться ситуация мнимого сотрудничества в семье: из плохого поведения ребенка делается своего рода внутрисемейный «фетиш», парадоксальным образом сплачивающий эмоционально разобщенных людей. 

Порой попытка навязать ребенку роль «мучителя» связана с внутрисемейным соперничеством: перелагая друг на друга вину за «распущенность» ребенка, взрослые сознательно добиваются самоутверждения в семье. Ребенок, подвергаемый изоляции в качестве «ужасного», подчас выступает и в роли семейного «козла отпущения». Для всех ее членов он однозначно плох, а это дает им возможность разряжать на нем свое раздражение, возникающее вследствие неудовлетворенности браком или недовольства друг другом. Ребенок становится в таких случаях самым удобным объектом для выражения накопившегося негодования. Постоянно ощущая недовольство со стороны родителей, ребенок постепенно начинает осмысливать себя как «плохого, ни на что не способного», как человека, «достойного всяких порицаний». Общей для детей в положении «козла отпущения»  является только низкая самооценка, а приспосабливается к данной  структуре межличностных  отношений каждый по-своему.  Одни принимают роль «серой мышки» (забитого) либо роль «путающегося под ногами» (развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, ведут себя по отношению к ним  все более  агрессивно,  становясь со временем  неудобным «объектом» для эмоциональной разрядки);   другие принимают роль «маленького хитреца» (сваливают свою вину на других, ищет поддержку у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого).

Иногда в семьях можно встретить такую детскую роль, как «Золушка». Независимо от своего поведения ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недостатки, и на него постоянно, чаще всего незаслуженно, сыплется град замечаний и упреков, а нередко – и физических наказаний. Ребенка не любят. Ему это постоянно показывают, и на этот счет у него нет никаких иллюзий. Он реагирует на эту горькую истину  по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы его, наконец, полюбили, старается обратить на себя внимание, ожесточается, мстит родителям. Таким образом, рассмотренные  выше наиболее типичные из неправильных ролей, навязываемых ребенку в неблагополучной семье, всегда ведут к отрицательным последствиям в формировании его личности. Принятие ребенком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с особенностями межличностных отношений в семье. Притом эти нюансы, на основе которых  ребенок принимает такую позицию, часто остаются неосознанными самими родителями. Тем не менее, из-за родительских ошибок в воспитании и их стремления разрешать свои взрослые проблемы посредством детей  возможны глубокие деформации в становлении психики и формировании личностных качеств ребенка.

         Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Наибольшую опасность в возникновении отклонений в развитии личности ребенка представляют  те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений  с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер. Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них.

Ошибки, часто встречающиеся в семейном воспитании, условно можно разделить на три группы: 1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви); 2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия; 3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

Первая группа педагогических ошибок родителей – неправильные представления об особенностях проявления родительских чувств. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить что-то в деформированной личности ребенка бывает практически невозможно. Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека, которая выражается в стремлении родителей:

- окружать ребенка повышенным вниманием;

         - во всем защищать его;

         - сопровождать каждый его шаг;

         - предохранять от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения;

          - беспокоиться по любому поводу и без повода;

          - удерживать детей около себя.

Ограждая детей от любых трудностей, потворствуя их прихотям и капризам, родители, по сути, не столько воспитывают их, сколько прислуживают им. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых. Развивается так называемая «выученная беспомощность».

Возможен и другой неблагоприятный ход развития отношений: мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей. Каждый ребенок рано или поздно должен вступить в самостоятельную жизнь. И чем больше его до этого чрезмерно опекали, защищали, тем меньше он будет подготовлен к самостоятельной жизни, тем труднее ему будет справиться с множеством сложных явлений, которыми так богата жизнь.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая  позиция родителей противоположного характера – строгая, до жестокости, власть над детьми. Уже в раннем возрасте ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, наказывают, ставят в угол на колени.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ребенку  с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться.  Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке. Получила название «гипоопеки». В результате отсутствия внимания со стороны родителей ребенок переживает дефицит защиты перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает одиночество и беспомощность в преодолении трудностей, даже тех, с которыми он при поддержке родителей легко бы справился.

Крайней формой проявления гипоопеки является отсутствие всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в алкогольных и наркозависимых семьях). Но, пожалуй, особого внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются.  Ребенка почти никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются как его огорчениями, обидами, так и успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, потому что родители не только не любят их, но и тяготятся своими детьми.

Родителям всегда трудно найти «золотую середину» в вопросах воспитания собственных детей, сохранить хрупкое равновесие между тем, чтобы быть излишне заботливым, и тем, чтобы требовать от ребенка самостоятельности, а наказывая его за намеренно совершенный проступок, не перешагнуть ту грань, которая отделяет заслуженное наказание от проявления насилия.

Вторая группа педагогических ошибок родителей – недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка и обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа.

К типичным ошибкам относится нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей. Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все свойства характера изначально заложены природой – и с этим ничего не поделаешь. Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Третья группа педагогических ошибок родителей – недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка, которые имеют позитивную направленность и обеспечивают родительскую поддержку в формировании у него положительных черт и качеств. Обычно тяжелая, напряженная обстановка в семье создается отсутствием  умения родителей «делить» собственного ребенка, предъявлять требования к нему, находить единство в подходе к его воспитанию.

Жизненная значимость требований состоит в том, чтобы побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт и действий. Есть две группы требований: прямые и косвенные. Прямые – приказ, угроза, запрет – рассчитаны преимущественно на подчинение детей родителям. Применение таких требований таит в себе опасность подавления личности. В процессе воспитания целесообразнее использовать косвенные требования, в которых не чувствуется нажима и принуждения: совет, просьба, намек, одобрение,  требование доверием. Косвенные требования основаны на использовании разумных доводов и на вере в силы и возможности ребенка, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться не слепого повиновения, а сознательного послушания. Наблюдения показывают, что родители используют те или иные формы требований в зависимости от своей педагогической компетентности. Наиболее осведомленные в этой области, как правило,  предпочитают косвенные требования.

Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если:

- они принимают ребенка, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание;

- они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка;

-  их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

     

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.